Научно-познавательные тексты относятся к научному стилю речи. Чаще всего они используются в различных публицистических изданиях, для написания докладов, статей, тезисов и т.д.
В чем особенность научно-познавательной литературы?
Все ее основные особенности связаны, в первую очередь, с целью, которую говорящий ставит перед собой. В данном случае это передача информации читателю или слушателю. Именно поэтому в научной литературе преобладает монологическая речь. Также в произведениях такого стиля применяется много специальных слов, это могут быть термины или профессионализмы, связанные с его темой. А вот тропами научно-познавательные тексты обычно не богаты. Это связано с тем, что в них практически отсутствует описательная сторона, которая требует художественности. Нет в таком типе произведений и лирического героя, потому что авторское "я" в случае с научным стилем как бы обособлено от повествования и не требует эмоционального выражения.
Отдельно стоит упомянуть особенности использования типов речи. В случае с научными текстами мы чаще всего используем рассуждение, поскольку поясняем читателю (слушателю) свою точку зрения по какому-то вопросу. Повествование в научно-популярной литературе практически всегда присутствует в очень малом объеме. Описание же может использоваться, но оно обычно носит узкоспециальный характер.
Отличие научного текста от художественного
Выше мы привели основные черты научно-познавательных произведений. Из этого можно сделать вывод, что их основные отличия от художественных состоят в следующем:
- В них меньше используются средства художественной выразительности;
- Они содержат термины и профессионализмы, соответствующие конкретной тематике;
- В них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным;
- В них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития, а также двигающие его герои;
- Основным типом речи в научной литературе является рассуждение, в то время как в художественной преобладают описание и повествование.