Образование в средние века
В период средневековья носителем и хранителем знаний было церковное сословие. При церковных приходах и монастырях существовали школы в которых давали начальные знания. Преподавателями были священники и монастырские клирики.При приходском храме школа называлась церковно - приходской, а при монастыре - монастырской. Уровень преподавания сильно зависел от знаний священника - преподавателя.
Преподавали грамматику, письмо, арифметику, учили наизусть псалмы из Псалтыри. Основным предметом было богословие.
В Европе в ХI веке, кроме сословия крестьян и знати, появились сословия рыцарства и бюргерства. Феодалы стремились к изящному быту и "вежественному обхождению". Чтобы поддерживать порядок и управлять обществом в канцелярии королей, графов, кардиналов потребовались образованные люди. Этот спрос и должны были удовлетворить соборные школы.
Высшая церковная власть принадлежала епископам. Они управляли целыми областями и размещались обычно в столичных и крупных городах в резиденциях при кафедральных соборах. Место епископа называлось кафедрой. Под руководством епископов и функционировали соборные школы (школы при кафедральных соборах).
Основная цель соборной школы - это обучение будущих клириков (церковных служащих) , но в них готовили и светских деятелей. Зарождение университетов в Европе начнется в ХII - ХIII веках.
Обучение в соборных школах
Учеба делилась на два этапа:
- На первом преподавали " семь благородных искусств" (тривиум - грамматика, диалектика, риторика и квадривиум - геометрия, арифметика, астрономия, музыка).
- На втором этапе изучали богословие, каноническое право, философию, латинский и греческий язык и др. Читали произведения античных авторов.
- Уделялось внимание физическим нагрузкам. Соблюдалась строгая дисциплина.
Конкретной программы обучения не существовало и процесс зависел от конкретных преподавателей , их знаний и методов.
В ХI веке в разных городах получили развитие разные науки.
В Меце славились учителя музыки, в Туре - медицины, в Камбре - математики. Для усовершенствования своих знаний многие ученики переходили из города в город. Это явление было массовым.