Рифма – это совпадение или созвучие окончаний двух или нескольких строк, которое связывает их между собой.
Выделяют следующие рифмы:
точная рифма, когда в последнем ударном слоге стиха совпадают гласная и последующие согласные (Слава тебе, безысходная боль! / Умер вчера сероглазый король (А. Ахматова))
неполная рифма, когда или не совпадает ударные гласные, а согласные совпадают (диссонанс), или не совпадают согласные, а гласные совпадают (ассонанс).
В зависимости от того, как в окончании слова располагается ударение, выделяют мужские рифмы (с ударением на последнем слоге в строке), женские рифмы (с ударением на предпоследнем слоге в строке), дактилические рифмы (с ударением на третьем слоге от конца строки), гипердактилические рифмы (с ударением на четвертом и далее слоге от конца строки).
По взаимному расположению различают следующие рифмы:
смежные (рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки):
Я к розам хочу, в тот единственный сад, / Где лучшая в мире стоит из оград,/
Где статуи помнят меня молодой, / А я их под невскою помню водой (аабб) (А. Ахматова);
перекрестные (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки):
Ой, полна, полна коробушка,/ Есть и ситцы и парча./Пожалей, моя зазнобушка,/ Молодецкого плеча! (абаб) (Н. А. Некрасов);
охватные (еще их называют кольцевыми или опоясанными рифмами), когда рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки: О, это был прохладный день / В чудесном городе Петровом! / Лежал закат костром багровым, / И медленно густела тень (абба) (А. Ахматова).
Различают рифмы простые (гремел – пламенел) и составные, состоящие из двух слов (что это – либретто; моего – я его).