История о красавице-принцессе, которую хочет сжить со света злобная и завистливая мачеха, есть практически у всех народов мира. Русский фольклор в данном случае не является исключением. Наиболее же известный литературный вариант такой сказки предложил А.С. Пушкин, когда создал "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях".
Стиль "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
Как и прочие стихотворные сказки писателя, данное произведение отличается особым стилем и языком. Пушкин мастерски обыгрывает многие сюжетные моменты, максимально раскрывая образ каждого героя.
Помимо традиционной сказочной основы история имеет заимствования из других фольклорных жанров. Так, семь богатырей отсылают нас к былинам, описание их вполне соответствует канонным характеристикам Добрыни Никитича или любого другого народного героя. Эпизоды же, в которых царевич Елисей в отчаянии приходит к солнцу, ветру и т.д. отсылают к народным преданиям и легендам, ведь наши предки верили в особые свойства этих стихий.
Отдельно стоит упомянуть образ царевны. Помимо красоты Пушкин наделяет ее такими ценящимися в русском народе характеристиками, как трудолюбие, доброта, ответственность и скромность. Именно поэтому девушке улыбается удача, а ее завистливая мачеха в конце умирает от своей же злости.
План произведения Пушкина
Рассмотрев текст, мы предлагаем следующий план сказки Пушкина:
- Предыстория: рождение царевны.
- Новая царица.
- Царица велит убить царевну.
- Царевна пропала.
- Царевна обнаруживает дом семи богатырей.
- Мачеха отравила царевну.
- Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб в пещере.
- Царевич Елисей находит свою невесту и оживляет ее.
- Победа царевны и смерть царицы.
По данному плану можно определить, что сказка Пушкина отличается от народных вариантов более сложным сюжетом и детальным описанием характеров персонажей. Некоторые из них становятся более конкретными образами (например, царевич Елисей, который в фольклоре обычно не имеет имени и представляет собой некий обобщенный вариант прекрасного принца).