Зрительный анализ упражнения
Прочитав текст и задания к упражнению, следует вспомнить: правила записи предложений, как выполнить проверку с безударной гласной в корне слова, правописание букв о и ё после шипящих в корне прилагательных, а также, что такое антонимы.
- Чтобы проверить безударные гласные в корне слова, нужно:
- Найти корень в слове (например, цветы – корень цвет).
- Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (цветы – цвет, цветик).
- Если не удаётся подобрать проверочное слово, то, скорее всего, это словарное слово с безударной гласной в корне, его следует проверить по словарю.
- Буква ё в корне после шипящих пишется в том случае, если можно подобрать такое однокоренное слово, в котором писалась бы буква е (например, шёл – шествие).
- Антонимы — это слова одной части речи, которые различаются по звучанию и написанию, и имеют противоположные лексические значения. Например: грустно — радостно, шум — тишина, кричать — молчать.
Списывание текста
Подпишем заголовок текста. Запишем текст, каждое первое слово в предложении запишем с большой буквы. Спишем, вставляя пропущенные буквы, пропущенные безударные гласные в корне слова подчеркнём, а в скобках напишем проверочное слово, если слово словарное, то в скобках напишем, что это словарное слово и его надо запомнить. Антонимы выпишем парами после текста.
И грустно и радостно
Странный в сентябре (словарное слово) лес - в нём рядом весна (вёсны) и осень(осенний). Жёлтый (желтизна, желток) лист и зелёная (зелень) травинка (травушка, травы). Поблекшие травы и зацветающие (цвет) цветы (цветик). Сверкающий иней (словарное слово) и бабочки. Тёплое солнце и холодный (холод) ветер (словарное слово или заветерье - затишье). Увядание и расцвет. Песни и тишина (тишь). И грустно и радостно! Н. Сладков.
Мнение об осени
Выполним задания, предложенные в упражнении.
- Текст называется «И грустно и радостно», так как осенью природа становится багряно-золотистой и от такой прелести становится радостно, а от того, что всё живое увядает, становится грустно.
- Осенью в тёплые денёчки у меня настроение бодрое, радостное, а вот в дождливую, пасмурную погоду бывает тоскливо.
- Слово странный в тексте имеет значение необычный.
- Слово поблёкший в тексте имеет значение потерявший свежесть и яркость.
- Автор употребил в тексте антонимы, чтобы показать противоположность своих чувств в отношении к этому времени года.
- Антонимы: поблёкшие - зацветающие; тёплый - холодный; увядание - расцвет; грустно - радостно.