Причиной высокого развития образования и науки в Византии в VI–XI веках был вариант 3: в развитии ремесла и торговли. Этот период характеризовался экономическим ростом, что содействовало развитию науки и образования. Ремесло и торговля обеспечивали стабильный доход, что позволяло поддерживать учебные заведения. Византийские школы и университеты привлекали студентов, которые обучались философии, математике, медицине и другим наукам. Кроме того, Византия наследовала традиции древнегреческой и римской культуры, что способствовало сохранению знаний. Интенсивное распространение грамотности способствовало более широкому доступу к образованию. Работы таких ученых, как Фотий и Михалис, усилили интеллектуальную жизнь общества. Таким образом, экономические и культурные факторы сыграли важную роль в развитии образования и науки в этот период.