Картины кавказской природы играют в поэме огромную роль. Они словно бы отображают собой ту контрастность и силу чувств, что бурлили в Мцыри, иллюстрируют его необузданную энергию, переживания и цельную чистоту его души. Показать картины кавказской природы автору помогли следующие литературные приёмы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, аллитерация. Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды тёмных скал», «объятья каменные их», «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос». Примеры сравнений: ...Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел горные хребты, Причудливые, как менты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом... ... В снегах, горящих, как алмаз... Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением: Простёрты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг... Аллитерация: Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ... Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней... (Почти полное отсутствие [р].) Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в первой главе эпическим рассказчиком. Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» — и живая, одушевлённая природа, думы которой угадывает Мцыри. Эпитеты («радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозды полные», «волшебным, странным голосам»), метафоры и сравнения («следы небесных слёз»— капель дождя, «кудри виноградных лоз», «серёг подобье дорогих») создают ощущение наполненности и богатства жизни.