В рассказе "Тринадцатый подвиг Геракла" автор Фазиль Абдулович Искандер использует первое лицо в повествовании. Действие происходит во время Великой Отечественной войны, когда ему было 12 лет. Главный герой старается быть объективным по отношению к своим одноклассникам, выявляя их сильные и слабые стороны, анализируя их поступки и мотивы. Учитель математики, Харлампий Диогенович, использует юмор и иронию, чтобы воздействовать на учеников. Он заставляет класс смеяться над поступками героя, сравнивая его с тринадцатым подвигом Геракла, что призвано показать его абсурдность и неуместность. Сам герой критически оценивает свои поступки и признает, что после этого случая он стал более серьезно относиться к учебе и домашним заданиям. Поскольку герой рассказа - это сам писатель в детстве, автор не только вспоминает свои эмоции, но и описывает их с юмором и любовью, что делает рассказ более привлекательным и запоминающимся.